Клоны двигателей японских компаний
Объемы выпускаемой мототехники в КНР давно перевалили за миллион, но двигатели в них – это клоны моторов корейского, индийского и японского производства. Такие двигатели-клоны представлены и на российском рынке. Обзор двигателей массового китайского производства поможет определиться с выбором мотоцикла в будущем.
Cub как классика мотоиндустрии
Хондовские версии Cub сегодня востребованы во всем мире, а в китайском производстве особенно. За основу китайцы взяли более поздние модификации «японца».
С непринципиальными изменениями выпускается данный двигатель с 1958 года. Что-то наподобие внешне, но с другой «начинкой» есть и у Yamaha, и у Suzuki. Их китайским партнерам остается только клонировать японский двигатель. Слепое копирование конкурента в мире бизнеса может привести к нарушению авторских прав – такие проблемы никому не нужны.
Рабочий объем современного клона Cub составляет 50-120 см3. В производстве встречаются различные варианты:
- ручное управление,
- сцепление-автомат,
- с электро- и кикстартером,
- агрегаты с жидкостным охлаждением, с 3-клапанной головкой, с выходом карданного вала,
- 3-скоростной КП с реверсом,
- односкоростная трансмиссия,
- встроенный вариатор.
Все основные узлы, детали у этих моторов взаимозаменяемы. Инженерами предлагались оригинальные технические решения. Размещенный в головке цилиндра распредвал был прогрессивным для того времени, так как высокие позиции занимали нижневальные схемы OHV со штанговым приводом. Хондовская серия CG с таким же мотором начала выпускаться позднее. Вместо привычного реечного механизма натяжения был предусмотрен более оригинальный – рычажно-роликовый, цепь в таком случае можно было заменить без «располовинки» двигателя, что особенно ценно при ремонте. Закрепление круглой крышки звезды ГРМ в головке болтом, который проходит через ось коромысел, – еще одно замечательное решение. С момента появления двигателя был предусмотрен электростартер, двухвальная коробка предлагала три скорости, к которым с течением времени добавилась и четвертая.
Узел сцепления на коленчатом валу – главная особенность, выделяющая японский двигатель. Хондовскими инженерами было применен центробежный автомат для управления пакетом дисков, которые работали в масляной ванне. Это обеспечивало плавное срабатывание, что не доступно было при «сухих» схемах. В дополнение центробежная муфта позволяла тормозить двигателем, и в случае необходимости произвести запуск мотора с толкача. Кстати, данный конструкторский ход был скопирован у чешской «Явы». После этого последовало судебное разбирательство, в ходе которого чехи одержали победу.
В целом этот механизм – гениальное инженерное предложение. Надежность и долговечность – главные достоинства мотоизделия. Однако наряду с положительными характеристиками имеется и отрицательная – значительный вес. Расположенный на шейке коленвала, обороты которой достигают 8000-9000 единиц в минуту, при незначительном дисбалансе увесистый механизм вызывает вибрации всего узла. Данный недостаток можно было бы скорректировать, установив сцепление на плавно вращающемся первичном валу коробки передач. Но для такого решения пришлось бы увеличивать массу грузов центробежного автомата, что невыгодно в такой ситуации. Другой недостаток у сцепления проявляется при увеличении мощности и кубатуры, которое приводит к уменьшению активной поверхности трения дисков.
На шейке коленвала располагаются корзина сцепления с двумя встроенными центробежными муфтами. Под массивным узлом сцепления с автоматикой виден масляный насос. Отсутствие качественного масляного фильтра – недочет данной конструкции. Металлическая сетчатая рамка в картере фактически не поддается чистке, так как в таком случае нужно снять крышку картера. Регулировка клапанов также доставляет неудобства – нужно пройти «квест», чтобы подлезть щупом и ключами.
Внешние данные мотора легко узнаваемы – цилиндр имеет наклон в 10 градусов от горизонтали. Поэтому такие моторы получили название «горизонтальные».
Крупные производители выпускают более десятка различных версий кабовского мотора, которые имеют разную кубатуру, образующейся неодинаковым сочетанием ходов поршня (есть 41,5, 49,5 55,5 мм) и диаметров цилиндра (39,0 – 52,4 мм). Распространены следующие разновидности «японца»:
- 1P39FMB (50 см3),
- 1P43FMD (70 см3),
- 1P47FMF (90 см3),
- 1P52FMH (110 см3),
- 1P52FMI (по факту 120 см3, но относится к классу «125»).
- цилиндр из алюминиевого сплава или чугуна,
- сцепление – ручное или автомат, со встроенным вариатором,
- коробка передач – не более четырех передач (КП различаются по передаточным числам, порядку включения, к примеру, с тремя передачами вперед и задним ходом),
- с электростартером и только киком (встречаются разные способы его монтажа и привода),
- охлаждение – масляное или жидкостное.
Мотор получил широкое распространение в России: встречается на скутерах, мокиках, пит-байках, малокубатурных мотоциклах и детских ATV и даже на снегоходе Irbis Dingo T125.
Серия «Большие кабы»
В основу этой серии легли обычные кабовские моторы, вышедшие за ограничение в 125 кубов. Популярность пит-байков во всем мире подтолкнула к внедрению этой серии моторов. Три компании Поднебесной Lifan, Zongshen и Yinxiang занялись их производством.
Новая версия моторов сохранила общую компоновку, присоединительные размеры к раме простых агрегатов Cub, но имеет новую «начинку». Детали КШМ, ЦПГ, ГРМ и сцепления унифицированы. Также у коленвала имеются совпадения по размерам щек, цапфы и подшипников. Однако применяется другой картер, используется фильтр системы смазки картриджного типа, на вторичном валу коробки передач уставлена корзина сцепления, как на подавляющем большинстве кабовских моторов. Однако передач все также четыре. Пит-байковская версия стала «поджатым внучком» «японца».
Мощность моторов 140 см3 оценивается в 11-12 л.с. при 20 кг веса. При увеличении кубиков до 150-160 см3 снимаются 14–17 л.с. (при 7000-9500 об/мин) в штатной комплектации. Доступен гидравлический привод сцепления, а также другой разнообразный тюнинг. 160-кубовый мотор Zongshen (маркировка 1P60YMJ) наиболее востребован (по факту рабочий объем составляет 156,8 см3). Мотор YX160 (1P60FMK) дает 161 кубов, он более длинноходный – 60,0х57,0 мм.
150-160 кубов не стали пределом для китайских производителей, встречаются моторы, которые достигли рубежа 170-180 см3. Например, на двигатель YX175 установлена 4-клапанная головка с двумя верхними распредвалами (схема DOHC). Мощность составляет 18 л.с. при 9000 об/мин. При этом он легче и мощнее даже 250-кубовых моторов.
Различимый натяжитель цепи ГРМ на цилиндре – особенность больших Cub. Крышка масляного фильтра размещена на правой крышке, позади, на одной линии со звездочкой цепной передачи, расположен цилиндрический прилив крышки, он соответствует корзине сцепления.
В России не получили широкого распространения. Их можно увидеть на пит-байках Kayo, BSE, Mikilon, Pitster-Pro или под отечественными брендами.
Серия CG
По распространенности и выгодной ценовым условиям моторы этой серии – вторые после кабовских. Их часто называют «вертикальными». Прототипом стал двигатель Honda CG125, мотоцикла, дебютировавшего в 1976 году. Японцы производили мотоциклы этой линейки для азиатского и латиноамериканского рынков до 2007 года. Базой двигателя стал «одноствольный» агрегат СВ125. В 2009 году вышла Honda Titan Mix, 150-кубовая впрысковая модификация, поставки которой были ориентированы на рынки Бразилии. Мотор Honda Titan Mix работал на экологичном биотопливе, смеси бензина с тростниковым этиловым спиртом.
К особенностям конструкции можно отнести:
- размеры двигателя – 56,5х49,5 мм с типичным нижним распредвалом (схема OHV); вал с одним кулачком, расположенным рядом с коленвалом, имеет шестеренный привод и вращается в одном подшипнике;
- слева в нижней части цилиндра находится ось нижних коромысел (хорошо видна заглушка);
- две пары коромысел и штанги управляют двумя клапанами в головке.
Компактный, легкий мотор (30-31 кг с электростартером) получился надежным, легкий запуск даже при очень низких уличных температурах, с ремонтом и запчастями нет никаких проблем, к тому же он предлагается в приемлемой ценовой категории.
Однако данная конструкция не считается идеальной. В противном случае все поршневые двигатели внутреннего сгорания имели бы распредвалы с одним кулачком. Данная схема ГРМ пригодна только для малофорсированных двигателей. Их обороты обычно не превышают 8000-8500 единиц в минуту. Среди недостатков: невозможность сделать смещенные относительно друг друга фазы впуска и выпуска, штанговый привод, обладающий определенной инерционностью, ограничивает повышение оборотов, что не может не оказывать влияния на максимальную мощность. В смазочной системе находится фильтр центробежной очистки на коленвале перед маслонасосом, другой фильтр – сетчатый, резьбовая пробка которого находится внизу левой половины картера.
Среди внешних особенностей:
- слева в нижней части цилиндра заглушка оси толкателей штанг ГРМ,
- электростартер находится позади цилиндра,
- отсутствует натяжитель цепи слева,
- маслощуп наклонен на 45° позади оси кика,
- часто в правой крышке спереди выполнен глазок уровня масла,
- оловка сзади имеет ухо крепления двигателя, которое почти не используется,
- крышка головки небольших размеров, довольно плоская, часто со скосом на правую сторону, в ней отсутствуют цилиндрические резьбовые лючки для регулировки клапанов,
- на правой крышке картера часто имеется остаточный элемент – прилив под выход привода механического тахометра (на Lifan LF125–5, к примеру, имеется).
По кубатуре и «начинке» существует много разновидностей мотора CG. 125 кубов – начальный рабочий объем, который был задан конструкторами Honda в 70-е годы. Позднее китайцы увеличили рабочий объем до 150, 200, 223 и 232 см3. В последнем случае байки имеют информацию в 250 кубов. Однако увеличение рабочего объема привело к вибрации. Проблема была решена следующим образом: балансирный вал был вписан в переднюю часть картера. Данный мотор имеет внешний «опознаватель-аппендикс» спереди, из-за которого рама претерпела перекомпоновку. Охлаждение представлено как воздушно-масляное, так и жидкостное. Кроме вариантов передаточных отношений в пределах штатных 5 передач, для ATV выпускают версии с 4 передачами вперед и задним ходом, а также с выходной вилкой карданного вала.
Технические характеристики современного клона двигателя CG 125 (156FMI): рабочий объем 124,1 см3, размерность 56,5х49,5 мм, степень сжатия 9,0, максимальная мощность 10,9–11,5 л.с. при 8500– 9000 об/мин.
Двигатели CG 150 (162FMJ): рабочий объем 149 см3, размерность 62,0х49,5 мм, степень сжатия 9,0–9,2, максимальная мощность 11,3–11,6 л.с. при 8000–8500 об/мин.
Двигатели CG 200 (163FML): рабочий объем 193,2 см3, размерность 63,5х62,2 мм, степень сжатия 9,0, максимальная мощность 10,9– 11,9 л.с. при 8500–9000 об/мин.
Двигатели CG 250 (169FMM): рабочий объем 232,6 см3, размерность 69,0х62,2 мм, степень сжатия 9,0, максимальная мощность 17,0–17,5 л.с. при 7000– 7500 об/мин.
В Китае оптовики за моторы CG класса 125–150 просят более $ 150, 200–250 – более $ 180.
В России получили широкое распространение – вторые после кабов – в Stels (QJiang), Patron, Lifan, Irbis.
Серия СВ
Хондовский мотор также является основой этой линейки агрегатов. Свою историю серия ведет с 1970 года – тогда выпускался 89-кубовый одноцилиндровый двигатель мотоцикла CB-90. Именно тогда получил билет в жизнь 4-тактный агрегат размерностью 50,5х49,5 мм, схемой ГРМ ОНС/2 и 5-ступенчатой КП. CB-100 выпускался до 80-х, параллельно был введен СВ-125 с увеличенным до 56,5 мм диаметром цилиндра. Модель Honda Super Sport CB-92 с 15 л.с. при 10 500 об/мин впечатлила зрителей на гоночных трассах в 1958 году. Китайский мотопром с успехом клонировал этот агрегат, обозначив его как СВ-125Т.
Обозначения CB присваиваются также 250-кубовым 2-цилиндровым моторам. Их предок – Honda Dream C70 1957 года (247 см3, размерность 54,0х54,0 мм, 18 л.с. при 7400 об/мин). В Китае клоны получили обозначения СМ.
Китайские производители клонируют хондовские моторы CB в больших объемах: здесь и одноцилиндровые двигатели СВ (125-150-200-223-232 см3), и двухцилиндровые СВ-125Т (125 см3), и СМ (250-300-320-350 см3).
CB с одним цилиндром имеют схожие черты с моторами CG. Если с «си-джишного» коленвала выполнить съем шестерни привода распредвала и напрессовать звездочку цепи ГРМ с заменой цилиндра и головки, то можно получить образ «си-би». Подобный агрегат узнаваем: у цилиндра слева имеется выступающий натяжитель цепи, а на головке слева расположена типичная круглая крышка, которая закрывает звездочку цепного привода ГРМ (на ней часто выведено CDI).
Моторы СВ встречаются в различных версиях: с рабочим объемом в 150, 200, 223 и 232 см3, с жидкостным охлаждением и уравновешивающим валом. А топ-модель 2014 года JHR от Jialing имеющая рабочий объем 223 см3, воздушно-масляное охлаждение и уравновешивающий вал, получила систему впрыска топлива.
Технические характеристики двигателей у китайских производителей и их обозначения такие же, как и у моторов CG. Однако ценовые установки на агрегаты выше. Агрегаты CВ с рабочим объемом 150–200 стоят выше $ 195, 200–250 – выше $ 225. Поэтому в России они распространены меньше.
CB с двумя цилиндрами, или СВ-125Т, получили жидкостное охлаждение в китайском мотопроме, выжимают около 8–10 л.с. Агрегаты с маркировкой 244MI на высоких оборотах (8500–10 000 об/мин) выделяются отменной балансировкой. Однако дороговаты для двигателей невысокой мощности. Встречаются в основном в Европе на под брендами Regal Raptor и Jonway. В России 125-ки не получили распространения. Но 250-кубовые, в китайском обозначении СМ250, встречаются. Они имеют две выпускные трубы, свечи, электростартер, который расположен спереди, и левую крышку типичной формы. Хотя хондовские мотоциклы с таким мотором производились достаточное продолжительное время. К примеру, на американских рынках он имелся у чоппера Rebel, а также у китайских брендов Kinlon, Guowey, мощность которых выдавала 18 л.с. Однако, возможно, высокие ценовые установки на мотор стали препятствием для нашего рынка, где мотоциклы были недорогие, а завозившийся левый товар подорвал доверие покупателей.
В мотовездеходы встраивались агрегаты с двумя цилиндрами СМ250, однако в будущем это идея не получила дальнейшего развития.
Сегодня чопперы в американском стиле Regal Raptor, Johnny Pag (Jonway) с моторами СМ в 350 см3 (262МР) и мощностью 24 л.с. (при 8500 об/мин) вновь привлекают внимание покупателей.
Серия CBF
Клоны хондовской серии «CBF» достаточно новое направление в мотопроме Поднебесной. Считаются перспективными, несмотря на высокие цены (выше $ 235 при кубатурах 125 и 150 см3 и более $ 295 при кубатуре 200 см3). Внешние данные напоминают «си-бишки», но внутри многое было переработано – начиная от размерности ЦПГ и заканчивая уравновешивающим валом. В 2007 году они были запущены в Индии. Продажи CBF150 на азиатских рынках достаточно успешны. В Европе же получила распространение модель CBF125 с впрыском топлива, конкурирующая с Yamaha YBR125.
Технические характеристики клона двигателя CBF (157 FMJ): рабочий объем 149,3 см3, размерность 57,3 х 57,8 мм, степень сжатия 9,1, максимальная мощность 13,3 л.с. при 7500 об/мин. Двигатель на 2 кг легче своих аналогов серии CG и СВ.
На российском рынке мотоциклы с моторами CBF 150 производства Yingang предлагаются под брендом Patron.
Серия CN
Китайцы неплохо клонируют также и Suzuki в сериях GN и GS. Внешние данные у моторов и «начинка» схожие. Однако «китайцы» увесистые, с некоторыми сложностями, мощнее, и поэтому дороже CG и СВ. Выпуском занимаются совместные с Suzuki предприятия Wonjan, Qingqi, Haojue. Интересно, что клоны от «Сузуки» и «Хонды» подчас попадают в одну и ту же ходовую, и таким образом выходит на рынок вполне бюджетный вариант.
Кик у агрегатов GS 125-150-200 см3 отсутствует, однако картер у них больше, чем у CG и СВ, но меньше, чем у GN250. Между ушей крепления двигателя, спереди, размещен электростартер. Справа имеется отдельный масляный фильтр с крышкой. Внутри картера GN250 размещен балансирный вал. Встречаются версии с головкой цилиндра под две выпускные трубы.
Среди внешних особенностей GN250:
- отсутствие кика – одна из важных особенностей;
- большая высота картера, поэтому и объем масла больше – 1,3 л против 1 л у CG и CB;
- маслощуп расположен посередине правой крышки сверху;
- сзади правой крышки в нижнем сегменте – глазок уровня масла;
- спереди между ушей крепления получил свое место электростартер;
- справа расположен отдельный масляный фильтр;
- под карбюратором – рычаг сцепления на двигателе.
Серия GY6
В 80-е годы Honda Motor дала жизнь новой линейке скутерных двигателей GY6. Ею заменили агрегаты Tact и Dio. Новая версия получила наклоненный вперед 4-тактный цилиндр, 2 клапана, принудительное воздушное охлаждение. В прежних моделях он 2-тактный, чугунный, наклонен назад, почти вертикальный.
Сегодня эти хондовские двигатели можно встретить в виде клонов на китайских, корейских и тайваньских рынках. Но на своих скутерах Honda использует уже жидкостное охлаждение, впрыск топлива. Китайские же скутерные компании имеют копии GY6. Двигатель из-за низкой стоимости широко востребован на детских ATV и багги, на 150-кубовых молодежных квадрах, а также на детских снегоходах.
Как расшифровываются обозначения китайских двигателей?
Например, такое обозначение – 139QMB.
Первая цифра – число цилиндров. Здесь он – одноцилиндровый.
Далее расположение цилиндра: вертикальное – буква не ставится (идет просто округление диаметра цилиндра в мм), горизонтальное – ставится буква Р, буква V обозначает V-образное расположение двух цилиндров. В нашем случае вертикальное расположение цилиндра диаметром в 39 мм.
Затем идет обозначение типа системы охлаждения в виде буквы: F – воздушное, Q – принудительное воздушное (в нашем примере именно такое), М – жидкостное. Кроме этого, в обозначениях всегда присутствует буква М (она занимает предпоследнюю позицию), которая является показателем двигателей мотоциклетного типа.
Следующий символ – код рабочего объема: A – <50; B – 50; C – 60; D – 70; E – 80; F – 90; G – 100; H – 110; I – 125; J – 150; K – 175; L – 200; M – 250; N – 300; P – 350; Q – 400; R – 500; S – 600; T – 650; U – 700; V – 750; W – 800; X – 900; Y – 1000; Z – 1200. В нашем случае двигатель имеет рабочий объем в 50 кубов. Выполнив расчет по формуле объема цилиндра V=SπD2/4, определим ход поршня S=41 мм. Примерно такая размерность имеется у двигателя семейства Honda GY6.
Расшифруем следующее обозначение китайского двигателя – 255MM. Он двухцилиндровый, с рабочим объемом в 250 кубов и жидкостного охлаждения. Эти данные больше подходят для версии СМ250.